Двойня и школа — вместе или врозь?

Двойня в школе

Родители двойняшек рано или поздно встают перед выбором совместного или раздельного обучения детей. Однако некоторые страны решили эту проблему без участия родителей. Одни из первых – Италия и США. Здесь обучение близнецов в одной группе уже начиная с детского садика является законодательно невозможным.

Какие же аргументы сумели привести педагоги и психологи в пользу раздельного обучения? Так ли они важны в формировании личности и характера ребенка?

Близнецы – уникальные личности

Как бы дети из двойни ни были похожи друг на друга, они являются самостоятельными непохожими личностями.

Специально или нет, но любой педагог будет сравнивать их результаты учебы, выделяя одного на фоне другого.

Это может разочаровать одного из них, тем самым снизив интерес к занятиям.

Лидер и ведомый

«Близняшки» в повседневной жизни очень зависят друг от друга, постоянно разыскивая брата или сестру среди окружающих детей. Однако в любой паре двойняшек всегда находится «старший» или лидер, и «младший» — более спокойный ребенок, которому «удобнее» быть вторым.

дети в школе

Рано или поздно доминирование одного над другим неизбежно.

Лидер начинает принимать решения за свою вторую половину, снижая груз ответственности и тем самым замедляя развитие индивидуальности второго ребенка.

Вместе все 24 часа в сутки

Такое испытание общением выдержит не каждый взрослый, что уж говорить о детях, даже если рядом брат или сестра.

Дети, находящиеся вместе постоянно, могут быстро надоедать и мешать друг другу.

Главная проблема и задача родителей – своевременно это заметить и принять меры.

Им никто не нужен

Возможна ситуация, когда близнецы не нуждаются в дополнительном общении с другими детьми, находясь в одной группе друг с другом.  Тем самым они не учатся общению со сверстниками.

Разделение будет хорошим мотивом для коммуникаций.

«Брат ты мне, или не брат ?»

Очень часто «двойняшки» в классе дестабилизируют порядок, общаясь между собой не так, как с другими. Один может легко, по-братски, ударить другого, не придавая этому значения.

Нахождение в разных группах значительно облегчает контроль за их поведением.

Идентификация брата

Часто близнецы неразличимы внешне. Это также является сильным отвлекающим от занятий фактором. Отвлекает учеников и мешает педагогам.

Вам будет интересно узнать

Королевская двойня — что это за понятие?

Дают ли за двойню материнский капитал? Сколько составляет сумма выплат и можно ли ее обналичить?

Интересные факты о близнецах вы можете узнать из этой статьи.

О том, как жили и живут самые известные сиамские близнецы, вы можете прочитать тут.

Что же рекомендуют психологи?

Многочисленные зарубежные исследования по детской психологии, педагогике и медицине рекомендуют раздельное обучение близнецов, начиная с трех лет. Должно ли это быть регламентировано государством — это дискуссионный вопрос.

История знает немало примеров, когда близнецы, обучавшиеся раздельно друг от друга, добивались высоких результатов каждый в своей отдельной области науки, искусства, спорта. Однако достаточно выдающихся личностей и среди близнецов, которых не разделяли.

Кроме того, не рекомендуется разлучать детей в случаях, если:

  1. у одного из детей есть какой-либо физический дефект;
  2. семья, где растут близнецы, неполная;
  3. родители решили развестись или имеются другие семейные проблемы.

ИМХО, каждая пара двойняшек индивидуальна. И единого «правильного» подхода здесь просто не может быть.

Чтобы принять решение о разделении двойни в школе, необходимо оценить:

  1. Каковы отношения между детьми, готовы ли двойняшки быть разделенными, как они ведут себя, если вторая половина временно отсутствует рядом. Если они умеренно зависимы друг от друга или тесно связаны между собой, то лучше не разделять. А если в паре есть выраженная конкуренция, то раздельное обучение пойдет лишь только на пользу обоим.
  2. Каковы особенности характера и интеллектуальные возможности каждого ребенка. Если у детей ярко выражены различия в темпераменте и интеллекте, что мешает их самостоятельному развитию, то обучение в разных классах будет оптимальным выбором.
  3. Как дети общаются со сверстниками, нет ли в их действиях признаков нарушения коммуникации с не-близнецами.
  4. Есть ли у родителей и родственников возможность раздельно контролировать процесс обучения детей в разных классах (например, если потребуется посетить 2 родительских собрания в одно и то же время).

Мой опыт

Для своих детей я выбрала совместное обучение, по крайней мере в начальной школе.

Аргументы «за»:

  • Дети не представляют себя друг без друга, и каждое такое разделение у них вызывает необъяснимую тревогу и волнение до появления брата «на горизонте». Поэтому разделение двойняшек будет в первую очередь психологически сложным.
  • В общении со сверстниками у них нет никаких проблем. Общий язык с другими детьми они находят легко. У них есть как общие, так и «свои» друзья.
  • На занятиях ребята ведут себя спокойно. Ни разу я не слышала от педагогов никаких особых сравнений типа «вот ты лучше, а ты плохой». И считаю, что это правильно.

Единственный минус совместной учебы – это выполнение заданий с подглядыванием в тетрадь брата.

Но этот вопрос мы решили очень просто: дома занимаемся с каждым их них в отдельности. Кроме того, в школе я буду настаивать на том, чтобы у каждого их двойняшек за партой был «свой» сосед.

двойня в школе
Мои двойняшки на первом занятии в школе будущих первоклассников

Возможно, что через несколько лет дети захотят изучать что-то свое, посещать какие-либо особые секции или уроки – вот тогда, когда они дорастут до этого морально, раздельное обучение станет целесообразным.

В любом случае родителям следует всегда поощрять самостоятельность и независимость каждого ребенка. Так им проще будет обрести ту самую индивидуальность.

В общем, нет единого ответа и рецепта. Каждой паре двойняшек – свое, как бы там ни считали зарубежные психологи 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Онлайн-дневник мамы двойняшек