Особенности развития речи у двойняшек

развитие речи у близнецов

Родители близнецов часто отмечают, что двое детей, рожденных разом — это двойное счастье. Но это одновременно и двойная ответственность. Сложности могут возникнуть не только в отношении физического и эмоционального развития близнецов.

Становление речи двух маленьких людей часто отличается от того же процесса у одиночно рожденных детей. С какими трудностями могут столкнуться родители близнецов и как развивать речь двойни правильно?

Нормы развития речи у ребенка

Все речевые ориентиры речевого развития детей условны и созданы в результате наблюдения за ними.

Возраст ребенкаРечевые навыки
1 годУмение изъясняться однословными предложениями.
1 г. 3 мес.Словарный запас — до 30 слов.
1.5 годаСловарный запас — 40-50 слов, ребенок легко воспроизводит слова, которые часто слышит. Период «почемучки» – часто спрашивает «Что? Куда? Почему?» и т. д.
2 годаСловарный запас — до 200-300 слов. Понемногу в речи появляются прилагательные, местоимения, предлоги. Ребенок оперирует предложениями из 3 слов.
2.5 годаИспользует многословные предложения. Могут появиться проблемы в произношении некоторых звуков (шипящие, свистящие).
3 годаСловарный запас — до 800-1000 слов. Ребенок может изменять существительные по числам, родам, глаголы – по временам, числам.
3-4 годаВторой период «почемучки» — спрашивает «Что? Куда? Почему?» и т.д. Фразы становятся более длинными, их смысл усложняется.
4-5 летСловарный запас — до 2000 слов. Ребенок изъясняется развернутыми предложениями, используя все части речи. Может воспроизводить короткий рассказ.
5 летСловарный запас — до 2500 слов. Ребенок способен составить небольшой рассказ с опорой на картинку.
6 летОтсутствуют дефекты произношения. Ребенок способен пересказать текст из 40-50 предложений. При этом может менять сюжет, додумывая события прошлого или будущего.

Приведенные в таблице нормы актуальны и для многих двойняшек, ведь речевое развитие каждого ребенка индивидуально.

Обычно на первом году жизни развитие речи у близнецов происходит по тому же принципу, что и у малышей-«одиночек»:

Двойня начинает гулить после 4 месяца, понемногу повторяя интонации взрослых.

  • Но, как правило, в отличие от одиночно рожденных малышей, большая часть близнецов начинает проговаривать первые слова ближе к 1.5-2 годам. При этом они отлично понимают речь окружающих, знают название многих предметов и способны найти их на изображении.
  • К 2-2.5 годам среднестатистические двойняшки способны составлять предложение из 3 слов. Их общий словарный запас достигает примерно 50 слов.
  • К 3 годам двойняшки овладевают более сложными речевыми конструкциями. В их разговорах начинает мелькать множественное число, используемые ими фразы понемногу усложняются.
  • К 4-5 годам происходит речевой «скачок», двойня начинает умело оперировать различными частями речи. Дети способны составить небольшой рассказ по картинке.

Особенности развития речи у близнецов

Переломный момент обычно начинается в полгода: двойняшки «обнаруживают» друг друга. Именно в это время малыши начинают активно ползать и познавать окружающий мир. Каждый из них понимает: брат (сестра) все это время был где-то там, рядом, но не близко. Сейчас этот самый брат (сестра) — главный конкурент.

Двойняшкам, как правило, остро необходим один и тот же предмет: игрушка, тарелка, бутылка. При этом малышам совсем неважно, что перед ними лежат две абсолютно одинаковых бутылки (тарелки, игрушки). Но главное — обоим крохам необходимо мамино внимание, полностью и целиком. Малыши начинают понемногу соперничать между собой.

Какое отношение соперничество имеет к речи двойняшек? Самое непосредственное. Развитие речи двойняшек происходит на фоне конкуренции между ними.

Конечно, родители контролируют взаимоотношения близнецов, стараясь сглаживать острые углы. Однако все предусмотреть невозможно, и малышам волей-неволей приходится учиться общаться друг с другом.

И вот тут приходит удивительное открытие: оказывается, один близнец понимает другого, что называется с полузвука. Так формируется своеобразная «шифровка» — особый уникальный язык близнецов.

Особый уникальный язык — что это такое?

Именно уникальный язык близнецов породил множество легенд об удивительной связи людей, рожденных одновременно.

Автономный язык близнецов называется криптофазией. Такая речь состоит слов, из выдуманных сами близнецами, и словесных единиц родного языка. Сюда также могут быть добавлены жесты, зрительный контакт, прикосновения.

Специалисты смогли изучить явление криптофазии на примере однояйцевых близнецов Джинни и Грейси. В раннем детстве девочки называли себя Кабенго и Потто.

Всем предметам в жилище они дали названия, изъясняясь словами своего уникального языка. Девочки прекрасно понимали друг друга. В отличие от окружающих — тем казалось, что близняшки — инопланетяне. С близкими девочки общались по-немецки (язык бабушки) или по-английски (язык родителей) помогая себе жестами и мимикой. Близняшки резко протестовали против попыток окружающих выучить их собственный автономный язык.

Оказывается, такой стиль общения замечен за многими близнецами.

Родители могут с удивлением наблюдать за тем, как полуторагодовалый ребенок объясняет брату, что мама приготовила столь любимое близняшками мороженое. Прибежав в детскую, малыш останавливается перед играющим братом (сестрой) и делает несколько жестов руками. Второй ребенок с радостным криком несется на кухню. При этом оба не произнесли ни одного слова и отлично друг друга поняли.

Родителей часто умиляет тайный выдуманный язык близнецов. Взрослые способны даже понемногу разбираться в нем. При этом многие мамы и папы радуются умению близнецов общаться друг с другом даже без слов и предпочитают не вмешиваться в ситуацию.

Однако специалисты предупреждают: подобный подход неверен. Ведь близнецы не просто ориентируются в своем «тарабарском» языке, они буквально разговаривают на нем.

Это может привести к тому, что дети не захотят переходить на «человеческий» язык. Да и зачем? Брат (сестра) понимает с полуслова, а с мамой можно и жестами объясниться. Она же мама, она поймет.

Если сравнить в такой ситуации малыша-«одиночку» и близняшек, вырисовывается следующая картина:

  • «Одиночка» стремительно пополняет словарный запас, понемногу начинает произносить слова, строить предложения.
  • Близнецы увлечены друг другом, занимаются общими делами, конфликтуют, устраивают «разборки». Двойня постоянно общается друг с другом и окружающими на своем «тарабарском» языке.

В результате процесс овладения навыками общения на «человеческом» языке у таких малышей может затянуться. Вплоть дошкольного возраста. Замкнутые в тесном общении друг с другом близнецы могут даже не осознавать своей индивидуальности. Они ощущают себя единым целым, поэтому часто путают понятия «мы» и «я» и часто не могут ответить, кого как зовут.

Вам будет интересно узнать

Что делать если близнецы дерутся между собой?

Самые надоедливые вопросы маме двойни вы можете узнать из этой статьи.

Задержка

Согласно исследованиям, близнецы чаще сталкиваются с трудностями в овладении речью, чем одиночно рожденные дети.

Немецкий ученый по фамилии Фридрих обследовал 90 пар близнецов, и вот что выяснил:

  • 38% из них заговорили в 1 год;
  • 12% — в 1.5 года;
  • 46%— в 2 года;
  • 4% — позже 2 лет.

И хотя задержка речи у двойняшек — явление довольно распространенное, оно поддается коррекции. Конечно, при условии своевременной диагностики причин этого состояния и их устранения.

Дефекты произношения

Часто эта проблема связана с необходимостью близнецов делить все на двоих. В том числе — эмоции и впечатления.

Для примера можно представить себе ситуацию: отец близнецов приходит домой с работы. Дети бегут ему навстречу и спешат рассказать ему массу интересных вещей. Малыши очень торопятся, пытаются перекричать друг дружку. В результате они не завершают начатые фразы, проглатывают окончания.

Торопливая речь не позволяет крохам понять, что они говорят неправильно. Близнецовые пары часто меняют местами буквы в словах или части слов, что иногда приводит к заиканию.

Основные причины

Основные причины речевых сложностей близнецов:

  • Биологические особенности. Сюда относят проблемы развития речевого аппарата и прочие патологии, нередко связанные с преждевременными родами двойни.
  • Интеллектуальное недоразвитие, отставание. Овладение речью — процесс сложный, требующий равномерного развития нервной системы и психики. Нарушение работы одного из отделов мозга может затруднить речь малышей. Например, двойняшки понимают обращенную к нему речь, но хорошо говорить не могут. Или же дети слышат и понимают окружающих, но сами произносят (или вообще не произносят) лишь определенные звуки.
  • «Близнецовая» ситуация. Тот самый случай криптофазии, замкнутого общения близнецов друг с другом.
  • Отличие в темпах развития речи. Нередко один из близнецов — «молчун», а второй, напротив, «болтун». Часто такая ситуация встречается в разнополых близнецовых парах — девочки начинают говорить раньше мальчиков. Если один из малышей начинает доминировать над другим, он впоследствии может стать коммуникативным лидером. Эта ситуация опасна тем, что второй ребенок может потерять интерес к общению, замкнется в себе и будет отмалчиваться.
  • Минимум общения со взрослыми. Этот аспект — следствие «близнецовой» ситуации, когда дети ограничиваются только своим узким кругом общения.

Столкнулись ли Вы с нарушениями речи у двойняшек? (опрос)

Возникали ли у Ваших малышей проблемы с речью? Голосуем!

Да, у обоих детей
84.29%
Да, у одного ребенка
11.11%
Нет, у нас всё хорошо
4.6%
Проголосовало: 261

Как решать проблемы?

Исследования доказывают, что нередко на момент поступления в школу уровень развития близнецовой речи приходит в норму. Тем не менее, родителям лучше не ожидать, что этот процесс произойдет сам собой. Держать руку на пульсе речевого развития двойняшек нужно непрерывно.

Родителям следует забеспокоиться в нескольких случаях:

  • Если близнецы вообще мало говорят.
  • Если дети общаются на своем секретном языке и после 3 лет. При этом нормальные слова в их речи проскальзывают очень редко.

Медицинское обследование и наблюдение

Если родители заподозрили у близнецов проблемы речевого характера, детей следует проконсультировать у следующих специалистов:

  • Невролог. Выясняет, какая патология центральной нервной системы спровоцировала речевые проблемы. С этой целью проводятся сканирование артерий головы, ЭХО ЭГ и ЭЭГ. Может выписать к приему некоторые ноотропные препараты: Актовегин, Кортексин, Энцефабол и проч.
  • Отоларинголог. Исключает хронический отит, глухоту, аденоидит. Все перечисленные заболевания могут стать причиной задержки речевого развития.

Логопед

Часто на момент поступления в школу разница в речевом развитии одиночно рожденных детей и близнецов сглаживается. Но если к 6-7 годам у двойни или у кого-то одного из них наблюдаются речевые дефекты, рекомендуется показать детей логопеду.

Нелишней станет и консультация специалиста в более раннем возрасте — 4-5 лет. Своевременная диагностика возможных проблем и коррекционная работа логопеда помогут ускорить процесс становления речи близнецов.

Логопед проводит следующие диагностические исследования:

  • Проверка слуха. Для этой цели применяется аудиометр или за спиной ребенка располагаются издающие звуки игрушки. Тестирование проводят на расстоянии 6 м от испытуемого, постепенно сокращая дистанцию.
  • Отслеживание понимания речи. Испытуемый должен показать части тела игрушки, назвать предметы быта, узнать нарисованное на картинках, выполнить простую просьбу и т.д.
  • Обследование моторики (мелкой и крупной). Ребенку предлагают постоять на одной ноге, выполнить простые действия с мячом, застегнуть пуговицы и т. д.
  • Наблюдение за органами артикуляции. Специалист осматривает зубы, небо, челюсти с целью выявления аномалий. Ребенку предлагают поцокать языком, надуть щеки, положить язык на нижнюю губу и т.д.
  • Исследование словарного запаса. Ребенку предлагают найти нужные предметы, изображенные на картинке, объяснить значение конкретных слов, объединить предметы в конкретную группу и т. д.
  • Обследование фразовой речи. Испытуемому предлагается закончить начатую фразу (девочка играет в …), опираясь на сюжетные картинки.

На основании обследования логопед определяет форму и степень задержки речевого развития. При необходимости проводит корректирующие занятия.

Вам будет интересно узнать

Может ли быть у близнецов разная группа крови? Информация — в нашей статье.

Как забеременеть двойней после противозачаточных таблеток? Читайте здесь.

Каково самое большое число близнецов, родившихся одновременно? Узнайте тут.

Помощь родителей

Развивать речь двойняшек полезно с самого раннего возраста.

Занятия с двумя малышами одного возраста несколько отличаются от уроков, проводимых с одним ребенком:

  1. Двойняшкам следует непременно общаться со сверстниками. Не нужно позволять близнецам полностью погружаться в свой автономный язык. Они должны слышать речь окружающих их людей, как взрослых, так и маленьких.
  2. Любое действие — гуляние, кормление, купание — нужно использовать, как возможность поговорить с малышами. Родителям полезно рассказывать двойняшкам сказки. Если мама и папа не справляются сами, можно привлечь родственников и друзей, но обязательно вовлечь близнецов в насыщенную языковую среду.
  3. Создавать для каждого близнеца ситуации, когда родитель общается только с ним. Пусть даже несколько мгновений, но папе и маме нужно беседовать с каждым из двойняшек отдельно. Особенно важно побуждать к общению молчуна
  4. Отследить, как общаются взрослые в семье. Слова следует произносить размеренно, четко, правильно. Не нужно заменять слова жестами, следует проговаривать фразы полностью.
  5. Помочь детям научиться слышать друг друга. Вопросы близнецам нужно задавать по очереди. Нельзя позволять одному ребенку договаривать за другого или перебивать друг дружку.

Совет: некоторые психологи рекомендуют определять двойню в детском саду в разные группы — таким образом у детей появится потребность в новых друзьях и дальнейшем пополнении речевых навыков.

Специалисты отмечают, что речь лучше развивается у тех близнецов, каждый из которых получает свою порцию общения от каждого из родителей.

Полезно, если эмоциональные впечатления малыши будут переживать врозь. Например, мама идет с одним кататься на карусели, а папа ведет другого в зоопарк.

Подобная эмоциональная встряска ускоряет развитие речи. Рядом с ребенком не будет обычного партнера по «тарабарскому» языку, а значит малыш будет стараться разделить свои впечатления со взрослым на «человеческом» языке.

 

Наш опыт

У моих детей проблемы с речью были. Особенно заметно это стало после 4-х лет. То есть речь была, довольно активная, но с выраженными нарушениями в произношении, с окончаниями в словах и прочими моментами. Мы иногда не могли их понять, а друг друга дети понимали отлично.

Заметив проблемы, в 4 года я обратилась к логопеду в детском саду. Мне было сказано, что все что у вас есть,  проходит к 6 годам само собой, ну или возьмете пару занятий. Занимайтесь мелкой моторикой, читайте им книжки и достаточно. Я вроде бы успокоилась.

Но когда проблемы не прошли и в 5 лет, решила снова обратиться к логопеду в саду — было сказано то же самое, и мы пошли к платному логопеду. Та была просто в шоке, и мы начали заниматься.

Занятия проходили 2 раза в неделю по 40 минут (сидели парни вместе, работали с ними по очереди), педагог их интересно вела, детям и мне очень нравилось (если кому интересно — проживает сейчас она в городе Сочи, Клюева Ирина Александровна). Занимались мы целый год в таком режиме, а затем она уехала из города. Обратились к другому хорошему логопеду (ее профиль в Инстаграм — @logoped_irkutsk) и «добили» все нюансы. В целом, устранение проблем заняло у нас полтора!!! года. Что бы я делала, если бы обратилась за помощью перед школой — не знаю, даже жалею, что послушала «специалиста» из детсада и потеряла драгоценное время на развитие речи у детей.

Так что если ваши детки плохо говорят, а в саду не хотят вами заниматься — не теряйте время, после 4 лет уже необходимо идти к неврологу (если не посещаете его регулярно) и к логопеду. Чем раньше вы начнете решать проблему, тем быстрее у вас будет результат!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Онлайн-дневник мамы двойняшек