Родители близнецов часто отмечают, что двое детей, рожденных разом — это двойное счастье. Но это одновременно и двойная ответственность. Сложности могут возникнуть не только в отношении физического и эмоционального развития близнецов.
Становление речи двух маленьких людей часто отличается от того же процесса у одиночно рожденных детей. С какими трудностями могут столкнуться родители близнецов и как развивать речь двойни правильно?
Нормы развития речи у ребенка
Все речевые ориентиры речевого развития детей условны и созданы в результате наблюдения за ними.
Возраст ребенка | Речевые навыки |
1 год | Умение изъясняться однословными предложениями. |
1 г. 3 мес. | Словарный запас — до 30 слов. |
1.5 года | Словарный запас — 40-50 слов, ребенок легко воспроизводит слова, которые часто слышит. Период «почемучки» – часто спрашивает «Что? Куда? Почему?» и т. д. |
2 года | Словарный запас — до 200-300 слов. Понемногу в речи появляются прилагательные, местоимения, предлоги. Ребенок оперирует предложениями из 3 слов. |
2.5 года | Использует многословные предложения. Могут появиться проблемы в произношении некоторых звуков (шипящие, свистящие). |
3 года | Словарный запас — до 800-1000 слов. Ребенок может изменять существительные по числам, родам, глаголы – по временам, числам. |
3-4 года | Второй период «почемучки» — спрашивает «Что? Куда? Почему?» и т.д. Фразы становятся более длинными, их смысл усложняется. |
4-5 лет | Словарный запас — до 2000 слов. Ребенок изъясняется развернутыми предложениями, используя все части речи. Может воспроизводить короткий рассказ. |
5 лет | Словарный запас — до 2500 слов. Ребенок способен составить небольшой рассказ с опорой на картинку. |
6 лет | Отсутствуют дефекты произношения. Ребенок способен пересказать текст из 40-50 предложений. При этом может менять сюжет, додумывая события прошлого или будущего. |
Приведенные в таблице нормы актуальны и для многих двойняшек, ведь речевое развитие каждого ребенка индивидуально.
Обычно на первом году жизни развитие речи у близнецов происходит по тому же принципу, что и у малышей-«одиночек»:
Двойня начинает гулить после 4 месяца, понемногу повторяя интонации взрослых.
- Но, как правило, в отличие от одиночно рожденных малышей, большая часть близнецов начинает проговаривать первые слова ближе к 1.5-2 годам. При этом они отлично понимают речь окружающих, знают название многих предметов и способны найти их на изображении.
- К 2-2.5 годам среднестатистические двойняшки способны составлять предложение из 3 слов. Их общий словарный запас достигает примерно 50 слов.
- К 3 годам двойняшки овладевают более сложными речевыми конструкциями. В их разговорах начинает мелькать множественное число, используемые ими фразы понемногу усложняются.
- К 4-5 годам происходит речевой «скачок», двойня начинает умело оперировать различными частями речи. Дети способны составить небольшой рассказ по картинке.
Особенности развития речи у близнецов
Переломный момент обычно начинается в полгода: двойняшки «обнаруживают» друг друга. Именно в это время малыши начинают активно ползать и познавать окружающий мир. Каждый из них понимает: брат (сестра) все это время был где-то там, рядом, но не близко. Сейчас этот самый брат (сестра) — главный конкурент.
Двойняшкам, как правило, остро необходим один и тот же предмет: игрушка, тарелка, бутылка. При этом малышам совсем неважно, что перед ними лежат две абсолютно одинаковых бутылки (тарелки, игрушки). Но главное — обоим крохам необходимо мамино внимание, полностью и целиком. Малыши начинают понемногу соперничать между собой.
Какое отношение соперничество имеет к речи двойняшек? Самое непосредственное. Развитие речи двойняшек происходит на фоне конкуренции между ними.
Конечно, родители контролируют взаимоотношения близнецов, стараясь сглаживать острые углы. Однако все предусмотреть невозможно, и малышам волей-неволей приходится учиться общаться друг с другом.
И вот тут приходит удивительное открытие: оказывается, один близнец понимает другого, что называется с полузвука. Так формируется своеобразная «шифровка» — особый уникальный язык близнецов.
Особый уникальный язык — что это такое?
Именно уникальный язык близнецов породил множество легенд об удивительной связи людей, рожденных одновременно.
Автономный язык близнецов называется криптофазией. Такая речь состоит слов, из выдуманных сами близнецами, и словесных единиц родного языка. Сюда также могут быть добавлены жесты, зрительный контакт, прикосновения.
Специалисты смогли изучить явление криптофазии на примере однояйцевых близнецов Джинни и Грейси. В раннем детстве девочки называли себя Кабенго и Потто.
Всем предметам в жилище они дали названия, изъясняясь словами своего уникального языка. Девочки прекрасно понимали друг друга. В отличие от окружающих — тем казалось, что близняшки — инопланетяне. С близкими девочки общались по-немецки (язык бабушки) или по-английски (язык родителей) помогая себе жестами и мимикой. Близняшки резко протестовали против попыток окружающих выучить их собственный автономный язык.
Оказывается, такой стиль общения замечен за многими близнецами.
Родители могут с удивлением наблюдать за тем, как полуторагодовалый ребенок объясняет брату, что мама приготовила столь любимое близняшками мороженое. Прибежав в детскую, малыш останавливается перед играющим братом (сестрой) и делает несколько жестов руками. Второй ребенок с радостным криком несется на кухню. При этом оба не произнесли ни одного слова и отлично друг друга поняли.
Родителей часто умиляет тайный выдуманный язык близнецов. Взрослые способны даже понемногу разбираться в нем. При этом многие мамы и папы радуются умению близнецов общаться друг с другом даже без слов и предпочитают не вмешиваться в ситуацию.
Однако специалисты предупреждают: подобный подход неверен. Ведь близнецы не просто ориентируются в своем «тарабарском» языке, они буквально разговаривают на нем.
Это может привести к тому, что дети не захотят переходить на «человеческий» язык. Да и зачем? Брат (сестра) понимает с полуслова, а с мамой можно и жестами объясниться. Она же мама, она поймет.
Если сравнить в такой ситуации малыша-«одиночку» и близняшек, вырисовывается следующая картина:
- «Одиночка» стремительно пополняет словарный запас, понемногу начинает произносить слова, строить предложения.
- Близнецы увлечены друг другом, занимаются общими делами, конфликтуют, устраивают «разборки». Двойня постоянно общается друг с другом и окружающими на своем «тарабарском» языке.
В результате процесс овладения навыками общения на «человеческом» языке у таких малышей может затянуться. Вплоть дошкольного возраста. Замкнутые в тесном общении друг с другом близнецы могут даже не осознавать своей индивидуальности. Они ощущают себя единым целым, поэтому часто путают понятия «мы» и «я» и часто не могут ответить, кого как зовут.
Задержка
Согласно исследованиям, близнецы чаще сталкиваются с трудностями в овладении речью, чем одиночно рожденные дети.
Немецкий ученый по фамилии Фридрих обследовал 90 пар близнецов, и вот что выяснил:
- 38% из них заговорили в 1 год;
- 12% — в 1.5 года;
- 46%— в 2 года;
- 4% — позже 2 лет.
И хотя задержка речи у двойняшек — явление довольно распространенное, оно поддается коррекции. Конечно, при условии своевременной диагностики причин этого состояния и их устранения.
Дефекты произношения
Часто эта проблема связана с необходимостью близнецов делить все на двоих. В том числе — эмоции и впечатления.
Для примера можно представить себе ситуацию: отец близнецов приходит домой с работы. Дети бегут ему навстречу и спешат рассказать ему массу интересных вещей. Малыши очень торопятся, пытаются перекричать друг дружку. В результате они не завершают начатые фразы, проглатывают окончания.
Торопливая речь не позволяет крохам понять, что они говорят неправильно. Близнецовые пары часто меняют местами буквы в словах или части слов, что иногда приводит к заиканию.
Основные причины
Основные причины речевых сложностей близнецов:
- Биологические особенности. Сюда относят проблемы развития речевого аппарата и прочие патологии, нередко связанные с преждевременными родами двойни.
- Интеллектуальное недоразвитие, отставание. Овладение речью — процесс сложный, требующий равномерного развития нервной системы и психики. Нарушение работы одного из отделов мозга может затруднить речь малышей. Например, двойняшки понимают обращенную к нему речь, но хорошо говорить не могут. Или же дети слышат и понимают окружающих, но сами произносят (или вообще не произносят) лишь определенные звуки.
- «Близнецовая» ситуация. Тот самый случай криптофазии, замкнутого общения близнецов друг с другом.
- Отличие в темпах развития речи. Нередко один из близнецов — «молчун», а второй, напротив, «болтун». Часто такая ситуация встречается в разнополых близнецовых парах — девочки начинают говорить раньше мальчиков. Если один из малышей начинает доминировать над другим, он впоследствии может стать коммуникативным лидером. Эта ситуация опасна тем, что второй ребенок может потерять интерес к общению, замкнется в себе и будет отмалчиваться.
- Минимум общения со взрослыми. Этот аспект — следствие «близнецовой» ситуации, когда дети ограничиваются только своим узким кругом общения.
Столкнулись ли Вы с нарушениями речи у двойняшек? (опрос)
Возникали ли у Ваших малышей проблемы с речью? Голосуем!
Как решать проблемы?
Исследования доказывают, что нередко на момент поступления в школу уровень развития близнецовой речи приходит в норму. Тем не менее, родителям лучше не ожидать, что этот процесс произойдет сам собой. Держать руку на пульсе речевого развития двойняшек нужно непрерывно.
Родителям следует забеспокоиться в нескольких случаях:
- Если близнецы вообще мало говорят.
- Если дети общаются на своем секретном языке и после 3 лет. При этом нормальные слова в их речи проскальзывают очень редко.
Медицинское обследование и наблюдение
Если родители заподозрили у близнецов проблемы речевого характера, детей следует проконсультировать у следующих специалистов:
- Невролог. Выясняет, какая патология центральной нервной системы спровоцировала речевые проблемы. С этой целью проводятся сканирование артерий головы, ЭХО ЭГ и ЭЭГ. Может выписать к приему некоторые ноотропные препараты: Актовегин, Кортексин, Энцефабол и проч.
- Отоларинголог. Исключает хронический отит, глухоту, аденоидит. Все перечисленные заболевания могут стать причиной задержки речевого развития.
Логопед
Часто на момент поступления в школу разница в речевом развитии одиночно рожденных детей и близнецов сглаживается. Но если к 6-7 годам у двойни или у кого-то одного из них наблюдаются речевые дефекты, рекомендуется показать детей логопеду.
Нелишней станет и консультация специалиста в более раннем возрасте — 4-5 лет. Своевременная диагностика возможных проблем и коррекционная работа логопеда помогут ускорить процесс становления речи близнецов.
Логопед проводит следующие диагностические исследования:
- Проверка слуха. Для этой цели применяется аудиометр или за спиной ребенка располагаются издающие звуки игрушки. Тестирование проводят на расстоянии 6 м от испытуемого, постепенно сокращая дистанцию.
- Отслеживание понимания речи. Испытуемый должен показать части тела игрушки, назвать предметы быта, узнать нарисованное на картинках, выполнить простую просьбу и т.д.
- Обследование моторики (мелкой и крупной). Ребенку предлагают постоять на одной ноге, выполнить простые действия с мячом, застегнуть пуговицы и т. д.
- Наблюдение за органами артикуляции. Специалист осматривает зубы, небо, челюсти с целью выявления аномалий. Ребенку предлагают поцокать языком, надуть щеки, положить язык на нижнюю губу и т.д.
- Исследование словарного запаса. Ребенку предлагают найти нужные предметы, изображенные на картинке, объяснить значение конкретных слов, объединить предметы в конкретную группу и т. д.
- Обследование фразовой речи. Испытуемому предлагается закончить начатую фразу (девочка играет в …), опираясь на сюжетные картинки.
На основании обследования логопед определяет форму и степень задержки речевого развития. При необходимости проводит корректирующие занятия.
Помощь родителей
Развивать речь двойняшек полезно с самого раннего возраста.
Занятия с двумя малышами одного возраста несколько отличаются от уроков, проводимых с одним ребенком:
- Двойняшкам следует непременно общаться со сверстниками. Не нужно позволять близнецам полностью погружаться в свой автономный язык. Они должны слышать речь окружающих их людей, как взрослых, так и маленьких.
- Любое действие — гуляние, кормление, купание — нужно использовать, как возможность поговорить с малышами. Родителям полезно рассказывать двойняшкам сказки. Если мама и папа не справляются сами, можно привлечь родственников и друзей, но обязательно вовлечь близнецов в насыщенную языковую среду.
- Создавать для каждого близнеца ситуации, когда родитель общается только с ним. Пусть даже несколько мгновений, но папе и маме нужно беседовать с каждым из двойняшек отдельно. Особенно важно побуждать к общению молчуна
- Отследить, как общаются взрослые в семье. Слова следует произносить размеренно, четко, правильно. Не нужно заменять слова жестами, следует проговаривать фразы полностью.
- Помочь детям научиться слышать друг друга. Вопросы близнецам нужно задавать по очереди. Нельзя позволять одному ребенку договаривать за другого или перебивать друг дружку.
Совет: некоторые психологи рекомендуют определять двойню в детском саду в разные группы — таким образом у детей появится потребность в новых друзьях и дальнейшем пополнении речевых навыков.
Специалисты отмечают, что речь лучше развивается у тех близнецов, каждый из которых получает свою порцию общения от каждого из родителей.
Полезно, если эмоциональные впечатления малыши будут переживать врозь. Например, мама идет с одним кататься на карусели, а папа ведет другого в зоопарк.
Подобная эмоциональная встряска ускоряет развитие речи. Рядом с ребенком не будет обычного партнера по «тарабарскому» языку, а значит малыш будет стараться разделить свои впечатления со взрослым на «человеческом» языке.
Наш опыт
У моих детей проблемы с речью были. Особенно заметно это стало после 4-х лет. То есть речь была, довольно активная, но с выраженными нарушениями в произношении, с окончаниями в словах и прочими моментами. Мы иногда не могли их понять, а друг друга дети понимали отлично.
Заметив проблемы, в 4 года я обратилась к логопеду в детском саду. Мне было сказано, что все что у вас есть, проходит к 6 годам само собой, ну или возьмете пару занятий. Занимайтесь мелкой моторикой, читайте им книжки и достаточно. Я вроде бы успокоилась.
Но когда проблемы не прошли и в 5 лет, решила снова обратиться к логопеду в саду — было сказано то же самое, и мы пошли к платному логопеду. Та была просто в шоке, и мы начали заниматься.
Занятия проходили 2 раза в неделю по 40 минут (сидели парни вместе, работали с ними по очереди), педагог их интересно вела, детям и мне очень нравилось (если кому интересно — проживает сейчас она в городе Сочи, Клюева Ирина Александровна). Занимались мы целый год в таком режиме, а затем она уехала из города. Обратились к другому хорошему логопеду (ее профиль в Инстаграм — @logoped_irkutsk) и «добили» все нюансы. В целом, устранение проблем заняло у нас полтора!!! года. Что бы я делала, если бы обратилась за помощью перед школой — не знаю, даже жалею, что послушала «специалиста» из детсада и потеряла драгоценное время на развитие речи у детей.
Так что если ваши детки плохо говорят, а в саду не хотят вами заниматься — не теряйте время, после 4 лет уже необходимо идти к неврологу (если не посещаете его регулярно) и к логопеду. Чем раньше вы начнете решать проблему, тем быстрее у вас будет результат!