- Двойняшки и детский сад
- Когда отдавать?
- Как проходит адаптация двойняшек в детском саду?
- Физиологические моменты
- Психологическая сторона вопроса
- Дети адаптировались удачно, если…
- Можно и нужно ли распределять в разные учреждения или разные группы?
- Плюсы
- Минусы
- Как приучить детей посещать садик?
- Советы и рекомендации
- Что делать работающей маме, если дети часто болеют?
- Не хочу отдавать двойню в сад. Это плохо?
- Наша история
- Подытожим
Детский сад выступает не только государственной няней, но и методом социализации детей. Общаясь со сверстниками, они учатся не только взаимодействовать с окружающими, но и быть частью общества.
Но двойняшки и близнецы адаптационный период проходят сложнее, потому что изначально уже имеют опыт общения с детьми своего возраста и не хотят принимать в свой тандем никого чужого. Как же их подготовить к первым шагам вне дома и способствовать их полному слиянию с детским социумом?
Двойняшки и детский сад
Психологический контакт близнецов некоторым кажется практически мистическим. Ведь они не только чувствуют и развиваются по-одинаковому, но и не могут без друг друга находиться.
Подобная связь обусловлена их пребыванием вместе не только на стадии развития в утробе матери, но и в первые годы жизни. Однако, несмотря на внешнее сходство, и одинаковую среду развития, дети все равно разные. Кто-то из них более настойчив и подвижен, а кто-то покладист и спокоен.
Мама, зная детей с рождения, невольно подстраивается под их личные особенности, при этом соблюдая принцип равенства. Каждому ребенку покупаются равнозначные игрушки и одинаковая одежда. Они привыкают к тому, что им все надлежит делить поровну, причем все блага им предоставляют родители.
В детском саду другой принцип, который незримо заставляет детей соперничать и самоутверждаться:
- Принципа равенства, к которому близнецы привыкли, в яслях, нет. Его просто невозможно воссоздать. Да, суп и каша подается в саду в одинаковых тарелках, но вот игрушки все разные. Кто успел взять понравившуюся машинку тот и играет. Делиться приходиться не только со своим братом или сестрой, но и с другими детками, которые бывают достаточно настойчивыми в своем желании отвоевать игрушку.
- Еще одной проблемой для двойняшек становиться соперничество за внимание воспитателя. Мама старается уделять им внимание поровну, но у педагога в группе 15-20 деток, выделить двоих детей из всех она не может. Поэтому на начальном этапе близнецы, привыкшие быть центром внимания только одного взрослого, испытывают определенный психологический дискомфорт.
- Дополнительной проблемой выступает общение со сверстниками. Многие двойняшки не желают пускать в свой тандем других детей, потому что им достаточно общения друг с другом. При этом сложностью является и тот факт, что многие пары имеют свой собственный язык, который остальные дети просто не понимают. При этом велика вероятность и развития ревности, если один из двойняшек попытается найти друга вне близнецовой связи.
Когда отдавать?
В силу п.1 ст.67 ФЗ от 29.12.2012 N 273 оформить ребенка в ясли можно уже с возраста 2-х месяцев, если в ДОУ разработаны специальные программы для настолько маленьких детей. Но количество детских садов, которые принимают детей в столько малом возрасте, крайне ограничено.
В основном прием малышей осуществляется с 2-х или 3-х летнего возраста при наличии свободного места в саду. При этом к деткам даже 2-х летнего возраста предъявляются определенные требования. В частности, малыш должен уметь самостоятельно принимать пищу, одеваться и проситься в туалет.
Как правило, близнецы по развитию ни в чем не уступают сверстникам, в некоторых случаях они даже более самостоятельны, чем их одногодки. Из-за того, что маме трудно ухаживать за обоими крохами одновременно, она рано приучает их к самообслуживанию. Поэтому именно этот аспект выступает преимуществом для близнецов и их родителей.
Но есть и другая сторона медали, психологическая.
Не все дети готовы в 2 года к самостоятельному существованию в социуме. Для любого ребенка первый визит в детский сад сравни стрессу. Ведь там нет мамы, а также привычных игрушек и обстановки. Они не могут бегать и играть, как им хочется, а также укладываться спать должны в определенное время без ласковых рук мамы и привычного ритуала в виде песенки либо же прочтения сказки.
Психологами выделяется и третий аспект, который влияет на готовность детей к посещению детского сада, а именно, их уровень развития. Детки уже должны уметь держать карандаш в ручках, знать свое имя и возраст, различать несколько цветов, а также обладать хотя бы минимальным словарным запасом.
Близнецы в силу того, что развивают вдвоем, как правило, к двум годам имеют указанные навыки, к тому же они умеют взаимодействовать в играх и делиться игрушками, что тоже выступает дополнительным преимуществом.
Однако дети 2-х лет по психологическому развитию весьма отличаются от деток 3-х лет. В три года дети, включая и двойняшек, более самостоятельны и обладают большим количеством навыков, позволяющих не только кушать самим, но и усваивать дошкольную образовательную программу.
И, тем не менее, адаптация двойни в детском саду зависит, прежде всего, от их личных особенностей, поэтому маме двойняшек для начала следует оценить уровень развития деток, а потом уже оформлять их в ясли.
Некоторые пары достаточно быстро привыкают к ясельной жизни и в два года, иным же сложно и в трехлетнем возрасте.
Как проходит адаптация двойняшек в детском саду?
Адаптация двойняшек в детском саду даже при открытом характере детей может проходить достаточно сложно, учитывая, что на привыкание к новой обстановке влияет не только психологический аспект, но и физический. Ведь для малышей меняется не только привычный круг общения, но и микроклимат окружающего мира.
Физиологические моменты
В каждом доме присутствует определенный набор бактерий, к которым дети уже привыкли и выработали защитную реакцию. В детском саду, учитывая, что сие заведение относится к общественным, набор бактерий более разнообразен.
Если малыши ранее находились в буквально тепличных условиях под семью одеялами, без сквозняков и хождения босиком, иммунитета для борьбы с различными вирусами их организм не выработал.
А ведь в ясельки приходят много детей, которые могут быть пассивными носителями многих респираторных заболеваний. Поэтому практически все малыши, включая и двойняшек, проходят так называемую физиологическую адаптацию, которая выражаются в выработке защитных иммунных клеток против основных детских болезней.
На физиологическое привыкание влияет и фактор смены обстановки, выражающийся в ином режиме и в отсутствии мамы. Детки, привыкшие просыпаться поздно, тяжело переносят постоянные утренние подъемы, в результате чего их природный механизм борьбы с вирусами снижается. Именно поэтому первые несколько месяцев крохи болеют.
При этом в близнецовой паре присутствует еще одна особенность, влияющая на адаптацию. Двойняшки имеют очень близкую эмоциональную связь, которая влияет и на физиологию. Если один из малышей заболел, второй обязательно, пускай и на следующий день, будет иметь те же симптомы недомогания.
Психологическая сторона вопроса
Практически у каждого человека существует негласный режим дня, у деток, тем более маленьких, он тоже есть. Дома, как правило, малыши просыпаются в одно и то же время, кушают любимую еду с помощью мамы и играют в привычной обстановке собственными игрушками, никого не спрашивая.
Они могут бегать, где хотят, строить домики и упросить маму пойти на детскую площадку в любое время. В целом режим соблюдается, но повседневные ритуалы легко сдвигаются либо же видоизменяются.
В детском саду двойняшкам приходиться подчиняться стандартному распорядку, который на первом этапе у них вызывает отторжение:
- каждодневный ранний подъем и для взрослого человека в тягость, а для малышей, которые вынуждены подниматься на несколько часов раньше практически стресс;
- питание в яслях может и сытное, разработанное с учетом потребностей организма крошек, но ряд продуктов может быть не совсем любим малышами; мама знает вкусовые предпочтение двойняшек, в саду же никто скидки для юных гурманов делать не будет;
- в яслях нет мамы, которая и шнурки завяжет, и в туалет поможет сходить, и обнимет в нужное время; теперь всем руководит чужая тетя, которой нужно подчиняться и все спрашивать, и она не уделяет столько времени двойняшкам, как мама, ведь деток много.
Но бытовая составляющая – это только одна сторона медали, вторая же заключается в новом коллективе, который должен стать основой для социализации.
Близняшки, к моменту первого похода в детский сад, уже умеют взаимодействовать не только между собой, но и с другими детьми, учитывая, что многие из них ежедневно играют на детских площадках. Но там, рядом мама, которая может и защитить, а также пожалеть, в яслях же дети каждый сам за себя.
Однако двойняшки, изначально привыкшие воспринимать свою пару как единое целое, в данном аспекте выигрывают, потому что, фигурально выражаясь, прикрывают брату или сестре спину.
Подобная ситуация помогает малышам быстрее адаптироваться, но в то же время создает определенные трудности при общении со сверстниками.
Близнецам достаточно самих себя, и они не испытывают потребности в играх с другими детьми.

Дети адаптировались удачно, если…
Адаптация у каждого ребенка проходит по-разному. Кто-то привыкает к детскому саду буквально за несколько недель, иным деткам мало и трех месяцев.
Психологи выделяют несколько основных показателей, которые свидетельствуют об удачной адаптации:
- дети спокойно собираются в сад, одеваются и выполняют утренние процедуры;
- малыши с удовольствием заходят в группу и не истерят после ухода мамы;
- близняшки играют с ровесниками и включают их в свою игру либо же принимают участие в коллективных занятиях;
- крохи спокойно смотрят в глаза педагогу и реагируют на его реплики не плачем, а послушанием;
- детки могут обратиться к воспитателю с просьбой о помощи либо же с вопросом сами;
- двойняшки кушают блюда, поданные в саду;
- дети спокойно укладываются спать в период тихого часа;
- малыши делятся впечатлениями о садике с мамой.

Город близнецов — есть ли такой и почему его так называют?
Могут ли близнецы родиться в разные дни? Узнайте тут.
Можно и нужно ли распределять в разные учреждения или разные группы?
Близнецы с первого момента жизни находятся рядом. Мама их кормит и одевает вместе, дети играют вдвоем и в целом проводят свое время в постоянном присутствии друг друга. На начальном этапе подобное соседство даже удобно, по крайней мере, родителям, но, как и каждый человек, двойняшки нуждаются в развитии собственной индивидуальности.
Однако разделить малышей не так просто, учитывая, что они связаны между собой незримой психологической нитью.
Без своего спутника и отражения дети начинают скучать, капризничать и отгораживаться от мира. Так стоит ли личную независимость детей развивать в столь юном возрасте посредством распределения в разные группы либо же нужно подождать их взросления хотя бы до младшего школьного возраста?
Плюсы
Родители любят своих детей одинаково, но реагировать на их поступки либо же применять воспитательные меры в равной мере маме и папе очень сложно. Ведь кто-то из малышей изначально будет лидером и возможно более шаловливым, другой же ребенок будет более спокойным и уравновешенным. Велика вероятность, что и интеллектуальные способности у детей будут разные.
Столь разительные отличия невольно будут вести к сравнению детей.
Ну почему твой брат может считать до 10, а ты нет? Твоя сестра уже знает буквы, а ты ленишься.
Мама думает, что такими фразами подстегивает ребенка и невольно заставляет добиваться большего результата, но это ошибка. Ребенок будет обижаться, и завидовать своему брату или сестре и изначально воспринимать себя неудачником на фоне более умного близнеца.
При этом стоит учитывать, что каждый ребенок обладает собственными способностями, кто-то из них может быть гуманитарием, а иной математиком. Так зачем же их сравнивать? Не лучше ли дать возможность развивать личные способности по отдельности, создав условия посредством распределения в разные группы?
Стоит учесть и тот факт, что в близнецовой паре кто-то всегда обладает более сильным характером второй же ребенок идет за ним зачастую в ущерб собственным интересам. Ведь поддержка брата либо же сестры для них важнее, чем собственные интересы и уровень развития.
Также необходимо принять во внимание, что и воспитатели будут стремиться уравнивать детей и требовать от них одинаковых результатов.
Зачем же усложнять двойняшкам жизнь? Не лучше ли развивать их индивидуальность и личную независимость еще с детского сада?
Минусы
В Испании на законодательном уровне определен запрет на оформление близнецов и двойняшек в один класс в школу, в которую, кстати, детки идут в 3-х лет. В России же наоборот, близнецовые пары целенаправленно принимают только в одну группу и создают все условия, что бы малыши не разлучались ни при каких обстоятельствах.
В чем же причина столь разных взглядов? И как лучше будет для двойняшек?
Близнецы изначально очень друг к другу привязаны, ведь они находятся вместе практически круглые сутки. Разделение деток пускай даже на несколько часов для них сродни психологической травме, помноженной надвое.
Дети итак лишаются матери и находятся в иных условиях, но еще и вынуждены отвечать каждый сам за себя. Для малышей ясельной группы такой поворот может повлечь за собой психологический кризис. Дети будут чувствовать себя брошенными на произвол судьбы, они будут скучать, капризничать и часто болеть. Ведь эмоциональный фон тесто связан с физиологией, поэтому уровень иммунитета у детей будет понижаться.
Если же крошки будут распределены в одну группу, процесс адаптации для них пройдет легче. Каждый их малышей сможет поддержать друг друга, к тому же при кардинальном изменении повседневной жизни, главная составляющая будет постоянной – брат рядом.
Поэтому разделение двойни в детском саду нежелательно. Детки еще слишком маленькие и не способны справиться с психологическими проблемами самостоятельно. Зачем же усугублять ситуацию?
Предпочтительнее всего именно в саду определить их способности и дать возможность получить базовую подготовку, а уже в школе распределить их в соответствии с имеющимися предпочтениями и талантами.
Как приучить детей посещать садик?
Поход двойняшек в детский сад может пройти гораздо легче, если малышей подготовить заранее. Для любого ребенка 2-х 3-х лет мама является целым миром, который она и освещает и направляет свое дитя. Близняшки в этом отношении не исключение, они также зависят от своей материи, как и иные дети.
Советы и рекомендации
Представьте, что вдруг малышам приходиться не только знакомиться с новыми людьми и соблюдать иной режим, но и оставаться без мамы, которая ранее всегда была рядом. И тут начинается. Море слез, длительные истерики по утрам, отсутствие аппетита, перепады настроения, резкое ухудшение самочувствие. Помножьте это на два. Для того чтобы избежать указанных последствий, крошек нужно заинтересовать и расположить к походу в ясли.
Как родителям подготовиться к поступлению детей в сад?
Дети очень восприимчивы к перемене обстановки.
Именно поэтому в преддверии оформления малышей в сад следует их подготовить, соблюдая следующие рекомендации:
- расскажите малышам, что такое ясли и что их там ожидает, в частности о других детках, воспитательнице и новом режиме дня;
- поводите малышей на развивающие занятия, чтобы они поняли предназначение детского учреждения;
- объясните, что каждый из крошек сможет поиграть с другими игрушками, найти новых друзей;
- почаще посещайте игровую площадку для того чтобы близнецы научились взаимодействовать с другими детьми;
- укажите, что каждый из двойняшек самостоятельный ребенок, и он сможет развить свой талант рисовать или собирать конструктор;
- познакомьтесь с воспитательницей и уточните есть ли у нее опыт ведения детей-двойняшек;
- смените режим дня малышей, подстраивая его под садиковский, с тем же подъемом хотя бы в 8 часов утра, дневным сном в одно и то же время, а также игровыми и обучающими часами;
- попробуйте поиграть с детками в ясли, в игровой форме крохи усваивают информацию быстрее;
- определите систему поощрения за достижения в саду, к примеру, тот же рисунок, поделку или хорошее поведение;
- в первые дни в саду оставайтесь с детьми вместе, хотя бы по полчаса, чтобы они и к обстановке привыкли и не решили, что мама их бросила.
Что делать работающей маме, если дети часто болеют?
Первые несколько месяцев практически все дети болеют — это естественная реакция организма на новый фон бактерий.
Именно поэтому маме двойняшек желательно оформить крошек в сад за полгода до выхода из декрета. А малышам в преддверии похода в ясли необходимо пройти постепенное закаливание посредством водных мероприятий, а также воздушных и солнечных процедур.
При выходе на работу маме следует разработать схемы на экстренные случаи:
- договориться с бабушками, если они проживают рядом;
- найти няню.
Если же посторонней помощи ждать не от кого, остается только три выхода:
- уволиться;
- перейти на надомную работу по договоренности с работодателем;
- сменить работу на должность с частичной занятостью.
Не хочу отдавать двойню в сад. Это плохо?
Детский сад осуществляет не только присмотр за детьми, но и помогает деткам социально адаптироваться. Однако такие важные моменты может взять на себя и мать при определенных обстоятельствах.
Если детки часто болеют и мама не имеет постоянного места работы, воспитывать крошек можно и без привлечения образовательного учреждения примерно до 5-6 лет. Перед школой можно оформить малышей в подготовительную группу для адаптации в детском коллективе и получения основных навыков.
При этом, даже пребывая дома, детки должны получать информацию извне и развиваться:
- Частые прогулки на детских площадках помогут им понять роль межличностных связей со сверстниками и научат коммуникабельности.
- Развивать малышей можно и посредством специально разработанных программ дошкольной подготовки. Информация о методиках можно найти в Интернете и подобрать методы с учетом личностных особенностей близнецов.
Таким образом, нежелание отдавать детей в сад нельзя назвать неправильным решением, при условии, что мать самостоятельно и каждодневно сможет заниматься развитием детей самостоятельно.



Интересные факты о близнецах представлены на нашем сайте.
Как назвать двойню? Сделать выбор поможет эта статья.
Может ли один из близнецов быть альбиносом? Узнайте тут.
Наша история
У моей двойни с детским садом не сложилось. Совсем и никак. Полгода посещали частный сад из-за отсутствия места в муниципальном — болели, но шли туда с удовольствием. И да — платить за двоих — это довольно дорого.
Затем нас перевели в в муниципальный сад — ходили в течение года, постоянно болея. Ни закаливания, ни посещение санаториев, ни лечение у лоров никакого эффекта не давали.
После перевода в среднюю группу к новому воспитателю стало все еще печальнее. Неадекватная воспитательница довела одного из детей до нервного срыва, и его при первой же фразе, что завтра в сад, начинало трясти мелкой дрожью. Ее отношение ко многим детям в нашей группе, в том числе и моим, было возмутительным. Жаль, что я поздно это увидела своими глазами…
Без вариантов было принято решение забрать детей, а мне — уволиться с работы.
Мы стали посещать спортивную секцию, развивающие занятия, готовиться к школе, ходить для исправления речи к логопеду. Считаю, что за 2 года «сидения дома» мои двойняшки получили гораздо больше, чем если бы они остались в детском саду.
Поэтому мой совет вам — смотрите по своим детям. Кто-то бежит в сад с удовольствием, а для кого-то это не только физиологическая, но и психологическая, в первую очередь, каторга.
И если один из ваших детей истерит при фразе «детский сад», то лучше пожертвовать карьерой и амбициями, чем восстанавливать и без того незрелую психику и здоровье своих малышей.
Подытожим
Оформление близнецов в детский сад является значимым событием не только для родителей, но и деток. Ведь, прежде всего, мир изменится именно для крошек, а потом уже для мамы и папы.
Именно поэтому в преддверии первого похода в ясли следует тщательно проанализировать уровень развития крошек и их способность к адаптации, а затем уже принимать окончательное решение о первых самостоятельных шагах двойняшек без матери.